Запишитесь на бесплатную консультацию

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Статья

Могут ли коллекторы звонить и приходить на работу

3 мин

Как правило, банки, МФО и другие кредитные организации при неуплате обязательных взносов по кредиту более 3-х месяцев продают задолженность коллекторским агентствам, которые специализируются на взыскании долгов. Что могут коллекторы? Имеют ли они право приходить на работу, домой к заемщику, звонить ему днем и ночью, беспокоить его родственников, коллег и знакомых?

Коллекторская деятельность регулируется законом № 230-ФЗ от 03.07.2016, где четко прописано, как коллекторы могут взаимодействовать с должником по вопросу уплаты задолженности. По закону они вправе:

  • Лично общаться с заемщиком, при этом допускается не более 1 встречи в неделю (где именно не уточняется: по месту жительства, на работе или в офисе);
  • Звонить по телефону не чаще 8 раз в месяц (личный и рабочий номер заемщика указывается в договоре, а также нередко и близкого родственника);
  • Направлять сообщения по мессенджерам, электронной и обычной почте — до 16 раз месяц.

При этом живое и телефонное общение может происходить только в дневное время: с 8 до 22 в будние и с 9 до 20 вечера в выходные дни. В законе отсутствует прямой запрет коллекторам приходить и звонить на работу, так что формально они могут это делать. Однако разговаривать по поводу задолженности они вправе только с должником.

Надо разобраться, нарушают они закон своими действиями или нет. Если да, жалоба в ФССП, Федеральную службу судебных приставов, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств может обернуться для коллектора штрафом, а для агентства лишением лицензии. Все перечисленные структуры имеют официальные сайты, куда можно направить жалобу.
Например, коллекторы могут звонить на работу должнику в дневное время по личному или указанному им рабочему телефону. Но если трубку берет другой сотрудник, они могут лишь попросить должника к телефону.

Нарушением закона является:
1)      информирование третьих лиц об имеющейся задолженности — эти сведения составляют банковскую тайну, что прописано в договоре;
2)      разглашение персональных данных (дата рождения, место нахождения) — об этом нельзя спрашивать, так как это тоже нарушает закон;
3)      использование телефонов, не указанных в договоре — это значит, что такие контакты получены незаконным путем.

Кроме того, надо перечитать договор с банком. Там может содержаться ваше согласие на контакты кредитора с третьими лицами. В этом случае его нужно письменно отозвать заказным письмом с уведомлением.
Спустя 120 дней после возникновения долга, заемщик получает право полностью отказаться от взаимодействия с коллекторами. Для этого в коллекторское агентство или банк надо направить заявление установленной формы (скачать бланк можно в интернете). После этого коллекторам остается лишь слать вам письма по почте — все остальное будет противозаконным.

Коллекторы целенаправленно и профессионально отравляют жизнь должнику, вынуждая его вновь одалживаться или продавать имущество. Избавиться и от долгов, и от их «выбивателей» можно вполне законно — подать заявление на банкротство. Это позволит упорядочить финансовые дела и спокойно жить, не опасаясь кредиторов.

Процедура банкротства физических лиц обычно требует участия профильного юриста. Нужно собрать внушительный пакет документов, обосновать заявление в арбитражный суд, отстоять интересы должника. Наша компания ведет дела о банкротстве «под ключ». На первой встрече клиент разъясняет сложившиеся обстоятельства. После подписания договора всю остальную работу проводят юристы компании без его участия — до получения решения суда и освобождения клиента от всех долгов.