Запишитесь на бесплатную консультацию

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Статья

Как поступать, если вас беспокоят коллекторы

5 мин

Сегодня мы рассмотрим случаи, когда коллекторы беспокоят не только непосредственно должников по кредитам, но и абсолютно посторонних людей. Да, так бывает: в телефонную базу коллекторских агентств могут попадать и номера абсолютно посторонних людей или даже посторонних организаций. Как же поступать правильно, если вам звонят взыскатели долгов по стороннему долгу? И куда обращаться, если даже после просьб не беспокоить и приведения всех доводов это повторяется?

В начале 2017 года на территории РФ действует новый «Закон о коллекторах», который призван защитить интересы людей, вынужденных взаимодействовать с коллекторскими агентствами и службами взыскания задолженностей. Этот закон строго ограничивает рамки возможностей взыскателей, в том числе в отношении количества привлекаемых к взысканию агентств. До принятия закона ситуация, когда банк обращался сразу в несколько агентств, случалась нередко. Теперь же банк вправе либо самостоятельно взыскивать долг (через собственную службу взысканий), либо доверить это одному коллекторскому агентству.

Одно из положений нового закона – строгое ограничение количества и времени звонков, совершаемых взыскателем человеку, имеющему задолженность:

  • не более 1 раза в сутки;
  • не чаще 2 раз в неделю;
  • не чаще 8 раз в месяц;
  • в будние дни звонки могут поступать в период с восьми утра до десяти часов вечера;
  • в выходные дни время звонков ограничено периодом с девяти утра до восьми часов вечера.

Что касается сообщений от коллекторов, поступающих на телефон должника, то отныне они ограничиваются двумя СМС в сутки не чаще четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц.

Как правило, при заполнении документов в банке во время оформления кредита, человек обязан указать несколько телефонов: телефон места работы и ближайших родственников. В итоге службы взыскания кредитора или представители коллекторского агентства начинают звонить по этим телефонам. Это нарушение закона или нет?
Это не является нарушением закона, если сам должник при получении кредита лично подписал свое согласие на взаимодействие коллектора с лицами, чьи телефоны он предоставил. Что именно он подписывал, он мог даже не заметить, ведь оформление займов – это всегда множество документов. Однако свое согласие можно всегда отозвать, отправив в банк (МФО) соответствующий документ заказным письмом.

Отказ – законное основание для коллекторов больше не звонить третьим лицам. Так же должны поступать и люди, которых коллекторы беспокоят по чужим долгам. Лицо (или организация) вправе направить в коллекторское агентство заявление об отказе от взаимодействия, оформленное в свободной форме. И тоже отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении.

Так вполне может быть – ведь закон вышел совсем недавно. Сразу избавиться от своих «привычек» коллекторы просто не могут, вот и продолжают настойчиво звонить должнику и другим людям. В этой ситуации необходимо обратиться с жалобой в надзорный орган, а именно в Федеральную службу судебных приставов, (далее -ФССП) контролирующую деятельность коллекторских агентств. У ФССП есть официальный сайт, где можно подать жалобу, предварительно зарегистрировавшись.

К жалобе прикладывается пакет документов:

  • цифровую версию письма, отправленного взыскателю (скан);
  • квитанцию из отделения почты, где вы отправляли письмо;
  • квитанцию о получении письма взыскателем (приходит вам с почты);
  • скан распечатки звонков или распечатку в электронном виде, полученную от мобильного оператора, где видно, что вам постоянно звонят коллекторы.

Обычно этого хватает, чтобы назойливые взыскатели исчезли из вашего поля зрения.
Все выше сказанное можно отнести и к случаям, когда коллекторы прямо нарушают закон, беспокоя должника во внеурочное время или чаще, чем это им разрешено. К жалобе вы должны приложить скан или электронную версию распечатки звонков, а еще лучше – записи телефонных разговоров, особенно если взыскатели ведут себя, мягко говоря, не совсем учтиво.

Задача коллекторских агентств – воздействовать на человека психологически, превращая его жизнь в настоящий кошмар. Их действия не просто не помогают людям выкарабкаться из «долговой ямы», а даже усугубляют ситуацию – у некоторых настолько сдают нервы, что они даже попадают в больницу с обострениями хронических заболеваний.

СПОСОБ 1

По «Закону о коллекторах», взыскатели не вправе беспокоить должника, если он направил в их адрес заказным письмом с уведомлением о вручении «отказ от взаимодействия». Для того чтобы у должника появилось право оформить отказ, должно пройти минимум 4 месяца с первой просрочки по кредиту. Отказ необходимо заполнять по специальной форме, утвержденной ФССП, которую можно скачать как на тематических сайтах в интернете, так и на официальном сайте ФСПП. Согласно требованиям закона, коллекторы обязаны оставить гражданина в покое и не взаимодействовать с ним до того момента, пока кредитор не подаст иск в суд на взыскание долга.

СПОСОБ 2

Если вы не хотите затягивать просрочку на 4 месяца, вы в любое время можете сами обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом. Это самый эффективный способ не встречаться и не отвечать на телефонные звонки коллекторов. Если после судебного заседания будет вынесено решение признать вас банкротом, ни кредитор, ни сотрудники коллекторского агентства не будут иметь права каким-то образом с вами контактировать. Защищать ваши интересы будет финансовый управляющий, а после прохождения процедуры вы полностью освободитесь от всех долговых обязательств, штрафов и пени по просроченным кредитам.