Запишитесь на бесплатную консультацию

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Статья

Что делать, если должнику звонит сотрудник полиции

3 мин

На телефоне должника раздаётся звонок с обычного номера мобильного оператора. После приёма вызова абонент на том конце провода представляется сотрудником полиции и сообщает, что в отношении должника поступило заявление от микрофинансовой организации. В продолжение разговора должнику сообщают, что в настоящий момент ведётся вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «мошенничество» или «незаконное получение кредита» и лучше бы должнику самостоятельно урегулировать проблему с микрофинансовой организацией, чтобы они забрали заявление. В противном случае должник будет приглашён на допрос для выяснения обстоятельств.  В некоторых случаях должника просят не покидать место пребывания.

В связи с этим возникает сразу несколько вопросов: 

Микрофинансовая организация или банк действительно могут обратиться в полицию в случае, если кредитной организации становится известно о том, что заёмщик при подаче заявления предоставил заведомо ложные сведения о своей личности или своих доходах. Например, предоставил поддельные документы, удостоверяющие личность или поддельную справку о доходах.
 
Как правило, такие подозрения появляются у организации в том случае, если заёмщик является недобросовестным.
Одними из признаков недобросовестности заёмщика может являться:

  • Если заём или кредит был целевым — нецелевое расходование полученных средств.
  • Систематическое неисполнение заёмщиком кредитных обязательств. Т.е. заёмщиком платежи не вносились в соответствии с графиком.
  • Постоянное уклонение от общения со службами взыскания.

В судебной практике также имеются случаи, когда злоумышленники использовали персональные данные ничего не подозревающих граждан для получения займов в микрофинансовых организациях. Выяснялось это, к сожалению, только в момент наложения приставами арестов на счета и имущество. Поэтому будьте внимательны со своими персональными данными: не предоставляйте их без необходимости лицам, которым вы не доверяете, не храните сканы документов, удостоверяющих личность, на почте и в облачных хранилищах в незащищенном виде. 

  1. По возможности запишите сам разговор. Если такой возможности нет, то зафиксируйте следующую информацию:
    • Фамилию, Имя и Отчество звонящего.
    • Должность и звание.
    • Наименование территориального подразделения, из которого к вам обращаются.
  2. На официальном сайте МВД найдите телефон дежурной части и спросите, работает ли там звонивший вам человек. 

Если информация подтверждается и у вас оформлен договор займа с обратившейся в правоохранительные органы организацией, и возврат заёмных денежных средств вами не совершен, то в этом случае попросите в дежурной части рабочий телефон звонившего вам сотрудника и установите все детали произошедшего. В этом случае рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным юристам. 

Если информация подтверждается, но вы не заключали договор займа в обратившейся в полицию организации, то вам самим следует обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошеннических действиях со стороны неустановленных лиц. 

Если информация не подтверждается, и звонивший вам человек не является сотрудником правоохранительных органов, то вам следует обратиться с заявлением в ближайший отдел полиции. В качестве доказательства вы можете взять распечатку вызовов в салоне сотовой связи вашего оператора либо получить её через личный кабинет. В заявлении укажите все обстоятельства звонка: дату и время, абонентский номер. 

Если в настоящий момент вы проходите процедуру банкротства (ваше заявление уже принято судом) и вы указали обратившуюся в правоохранительные органы организацию в списке кредиторов, то в этом случае обратитесь в юридическую компанию, сопровождающую вашу процедуру банкротства за консультацией. Бояться вам нечего – вы уже признаны судом добросовестным заёмщиком и кредитной организации необходимо будет доказать обратное.